itanimull (itanimull) wrote,
itanimull

«Древние Пути – Дорога к Единству» Часть 3.

6 нитка. «С Колымы и Омолона на Гижигу с Иваном Барановым».Связка поднимается по Коркодону до местечка Буксунда, где Коркодон принимает реку Русскую (Кркодонскую). Подъем по Русской реке приводит к 2-х километровому переходу через 4 водораздельных озера в реку Русскую (Омолонскую). По ней – спуск до Омолона в его верхнем течении (в нижнем течении мы его «видели» у Колымского и даже делали радиальный выход к Мангазейке, см. нитку 1).
По Омолону – подъем вверх до его правого притока Хадарандя. Подъем по реке Хадарандеи ручью Лев. Хадарандя до короткого (1 км) перевала к истоку Гижиги. Спуск по руслу Гижиги и далее сплав по реке до самого моря (Гижигинская губа залива Шелихова). Остановка в селе Гижига в устье Гижиги или переезд по автодороге в с .Эвенск (80 км). Окончание для этой связки сезона и волны. Ожидание судна в Гижиге/Эвенске.
7 нитка. «Солнечной тропой юкагиров к морю».Последняя оставшаяся на Колыме связка после ухода связки нитки 6 в Коркодон продолжает подниматься вверх по Колыме (п. Сеймчан, с. Верхний Семчан, обход плотины Усть-Среднеканской ГЭС, п. Дебин, п. Синегорье). Ниже Синегорья – вход в р. Бахапчу. Поскольку Бахапча в нижнем течении порожиста – обход порогов долиной реки Умары в Правый Асан, по которому вниз в р. Малтан, приток Бахапчи. Дальше снова вверх по Бахапче до его истока из озера Солнечного. Из озера 4-х километровый переход в Армань. Вниз по Армани (п. Мадаун – а/дорога на Магадан) до п. Армань(1717 г) на берегу Тауйской губы Охотского моря. Переезд по дороге в Магадан, окончание сезона и для этой связки. Встречи, конференции, ожидание судна.
8 нитка – судно («Два океана»).Судно, проводив в Нижнеколымске все связки, вновь спускается в низовья Колымы мимо Черского и выходит в Колымский залив Восточно-Сибирского моря. Движение судна на восток (г.Певек, с. Биллингс, п. Ленинградский, п. Мыс Шмидта, п Ванкарем (Эпопея «Челюскина») , с.Нешкан (зимовка «Веги»), с. Энурмино, с Уэлен, м Дежнева), проходят Берингов пролив ( с. Лаврентия, с Лорино, п. Провидения) . Г.Анадырь. В Анадыре – встречи, конференции, снятие с маршрута связки (нитки 4). Далее судно идет на юг вдоль восточного берега Камчатки, и в п. Усть-Камчатск высаживает принятую в Анадыре мобильную группу, которая начинает подъем вверх по р. Камчатке.
9 нитка – «Камчатские остроги. Путь Атласова».Вдоль всего пути проложена автодорога, поэтому ей можно воспользоваться на некоторых участках. Подъем по Камчатке вверх до притока Радуга. Последнее место Нижнекамчатского острога(перенесён сюда в 1734-40 гг). Вверх по Камчатке до п. Ключи. В 3-х км выше Ключей – второе место Нижнекамчатского острога, а ещё в 2 км – первое (Атласов, 1697). Далее вверх (с. Майское, п. Козыревск, ряд сел, с. Мильково) до Верхнекамчатска (Верхнекамчатский острог, 1-е поселение русских на Камчатке, Атласов, 1697).Из с Малка возможен радиальный выезд по автодороге в Петропавловск-Камчатский для совместных (с экипажем судна) мероприятий.Далее вверх до Правой Камчатки – переход в реку Быструю у урочища Ганальская Тундра. Вниз поБыстрой до ее слияния с Плотниковой рекой, после чего она становится Большой рекой и впадает в Охотское море у п. Усть-Большерецк. В Усть-Большерецке (или Октябрьском, или Большерецке) погрузка на судно.
Судно продолжает нитку 8, приходит в Петропавловск-Камчатский (встречи, фестивали) и далее обходит Камчатку и заходит в Северо-Курильск, после чего начинает подъем вдоль западного берега Камчатки, где забирает камчатскую мобильную группу. Входит в залив Шелихова и его Пежинскую губу (в Маниле берет на борт вторую связку, из нитки 5). Далее вдоль берега до Гижиги (или Эвенска), где на борт поднимается связка из нитки 6, и далее следует в Магадан. Конец и сезона, и первой волны. По окончании сезона морское судно остается в Магадане на зимовку, мобильная техника отправляется Колымским трактом в Якутск.
2.2. Вторая волна второго этапа Марафона – «Тихоокеанская».Сезон 2029.Экспедиции этой волны выйдут разными путями первопроходцев (Копылова, Москвитина, Горелого, Филиппова) к тихоокеанскому побережью на участке от Охотска до устья Амура. Волна состоит из одного сезона. Старт волны снова в Якутске, где находятся речной струг и четыре мобильные связки.
Струг с мобильными связками спускается по Лене до Алдана и поднимается вверх по Алдану. (с. Булун, п. Крест-Хальджай, с.Кескил) до п. Хандыга.В Хандыге экспедицию покидает связка первой нитки, остальные со стругом продолжают подъем по Алдану.
1 нитка. «Из Оймякона на Охоту. Путь Андрея Горелого». Связка уходит в правый приток Алдана – Восточную Хандыгу. На первом участке пути параллельно маршруту идет а/д «Колыма». Связка поднимается по Вост. Хандыге вверх (с. Тёплый Ключ). В верхней части Хандыги автодорога идет практически вблизи русла реки, т.ч. возможно движение автодорогой. Подъем до слияния рек Харчин и Сетарым, образующих Вост. Хандыгу. А/д идет по Сетарыму, старый путь, скорее, по Харчину в его исток (ручей Наледный) из озер Тунерндэ и Сикумэ. В непосредственной близости последнего (400 м) исток реки Кюбюмэ(а). Дальше вниз по Кюбюмэ, на которую вскоре выходит автодорога. Вниз по Кюбюме (с. Кюбюме) до ее впадения в Сунтар. Вниз по Сунтару до Кюенте, притоку Индигирки. Начинаем подъем по Индигирке – около 50 км до Оймякона (нитка 8 первого сезона первой волны) В той нитке сюда пришел Стадухин; в этой нитке из Оймякона Стадухин посылает отряд Андрея Горелого найти путь на Охоту. От Оймякона связка поднимается вверх до ближайшего левого притока – реки Куйдусун и идет вверх по ней до левого же притока – р. ДелькюКуйдусунская, по руслу которой поднимается вверх до Бифуркации Делькю – места, где поток р. Делькю разделяется на два – Куйдусунскую, по которой мы пришли, и Охотскую, в которую мы поворачиваем налево. Дальше вниз по Делькю Охотской до впадения ее в реку Охоту и вниз по Охоте (с. Арка ) до п. Новое Устье на побережье Охотского моря у Охотска. Переход в Охотск и ожидание судна. В Охотске – встречи.
Тем временем струг поднимается по Алдану (п. Джебарики-Хая, п. Эльдикан) до п. Усть-Мая (Петропавловск и Троицк - скопцы). Встречи в Усть-Мае. Струг из Алдана входит в Маю и поднимается по Мае до с. Усть-Юдома, где струг покидает связкавторой нитки. Струг с двумя оставшимися связками продолжает подъем по Мае.
2 нитка. «Путь Андрея Булыгина, или самый старый Охотский тракт». Подъем по Юдоме (п. Югоренок, брошенный п. Огонек) до зимовья Юдома-Крестовское, откуда вверх по руслу реки Крестовки до его истока из оз. Крестовка и сл безымянного озера, от которого переход 1,5 км в долину ручья Телефонный, один из истоков реки Урак. Вниз по Ураку (руслом, затем сплавом) к Охотскому морю (внимание, в низовьях – мощный водопад, обходится). Выход к Охотскому морю у п. Вострецово. Переход связки в Новое Устье (встреча со связкой 1-й нитки) и совместно в Охотск (Семен Шелковников, 1647, Иван Афанасьев 1649) – Встречи, конференции.
Струг продолжает подниматься по Мае вверх до с. Джигда и п. Нелькан После Нелькана от струга уходит связка третьей нитки. Струг продолжает подъем по Мае, третья нитка уходит в р. Сев.Уй (или выходит на Игникан из Нелькана по старому Аянскому тракту).
3 нитка – «Обратный путь Москвитина, или старый Аянский тракт».Вверх по Сев. Ую до притока Челасин, далее вверх по Челасину до выхода на ЧеласинАянского тракта. Вместе с трактом поворот в правый приток ЧеласинаГоночан и по его долине выход на перевал Казенный через Джугджур. Спуск с перевала по ручью Распадок в долину рАлдома, спуск по которой руслом,а потом и сплавом до 40-го контрольного пункта связи на тракте, откуда тракт идет напрямую в Аян, а Алдома течет на Северо-восток. Путь тракта - трактом, обратный путь Москвитина – Алдомой. Идем Алдомой до впадения ее в Охотское море в 60 км к северу от Аяна. Остановка в бивуаке в устье Алдомы либо переход берегом в Аян. Ожидание судна.
Струг продолжает подниматься вверх по Мае до устья реки Нудыми (или докуда возможно по низкой воде). В Нудымь уходит последняя связка (нитка 4), а струг поворачивает обратно (нитка 5).
4 нитка. «Улья. Путем Москвитина». Связка поднимается вверх по Нудыми и переходит в предгорьях Джугджура в ручей Маек (Правый) у горы Маёк. Р.Маёк – исток реки Секчи. Вниз по Секче до ее слияния с р. Ариндой, образующего реку Уенму. Вниз по Уенме до ее впадения в Улью. Вниз по Улье до с. Улья- (первое поселение русских на Охотском море, И.Москвитин, 1639). Связка в Улье заканчивает маршрут и ждет судно.
5 нитка. Струг(«Бутальский острог»). Повернув обратно, струг спускается по Мае до ее устья в Алдан и начинает подниматься вверх по Алдану до с. Кутана, напротив которого в устье р. Джанда место Бутальского острога (Копылов, 1638)– отправной точки экспедиций Москвитина к Улье и, в дальнейшем, Мамолки и Пояркова к Амуру (см «Амурскую» волну ниже). Обследовав Бутальский острог, струг поднимается по Алдану вверх до п Томмот. Окончание Тихоокеанской волны для струга.
6 нитка. Морское судно. «Морем к устью Амура». Морское судно выходит из Магадана и идет вдоль берега на запад и юго-запад, забирая «связки» в Охотске(1 и 2 нитки),Улье (4 нитка), и Аяне (3 нитка) и движется дальше (с. Чумикан – радиалка в Удское, Удской острог, 1679) и входит в Амурский лиман (возможно, с заходом в г. Оха на Сахалине). Судно входит в Амур (Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре).с. Ачан – возможное место Ачанского Острога (Хабаров, 1651). Хабаровск - точка окончания сезона и волны. Судно и три связки остаются в Хабаровске, техника 4-й связки отправляется в Иркутск.
2.3.Третья, «Амурская волна» ЭМЭ. Сезон 2030. Эта волна отслеживает пути выхода первопроходцев – Перфильева, Мамолки, Пояркова, Хабарова и Бекетова к Амуру и освоение бассейна Амура казаками – основание ключевых острогов на Амуре. Экспедиции волны построены в обратном направлении, от Амура, и идут навстречу движению первопроходцев.
Торжественный старт – в Хабаровске от речного порта – морского судна и трехмобильных экипажей. Первая остановка – устье Уссури – Косогорский острог (1654, Степанов-Кузнец,(преемник Хабарова). Судно с экипажами поднимается вверх по Амуру в Благовещенск. По мере движения обследуются другие места возможного положения Ачанского Острога (Хабаров, 1651). Из Благовещенска судно поднимается пор.Зее до устья р Селемджи (чуть ниже – место Долонского (Зейского) острога – уточнить!сафонов-Мыльник, 1680) и выпускает радиальную группу только на моторке вверх по Селемджедо впадения реки Быссы – место Селинбинскго острога1679, Фролов). Судно поднимается до г. Зея, чтобы выпустить первую нитку.
1 нитка «Навстречу Пояркову». Мобильная группа обходит плотину Зейской ГЭС и по Зейскому водохранилищу входит в реку Брянту, попутно обследуя низовья р. Гилюй (Верхозейский острог, 1676, Евсеев - уточнить). Вверх по Брянте до истоков Малой Брянты со Станового хребта. Переход по старой дороге в Ниж. Делинду. По НижнейДелинде вниз до впадения ее в р. Сутам, затем вверх по Сутаму и его притоку Усмуну к переходу через Гонамский хребет (ручей Каменный – Бол.Давангра, место уточнить) в р. Гонам. Дальше вниз по Гонаму (пороги!) до его впадения в р. Учур. Вниз по Учуру до его впадения в Алдан выше Бутальского острога, откуда Поярков и выходил. Связку подхватывает Струг, перезимовавший в Томторе и вышедший оттуда вниз по Алдану. Струг на всех парах летит вниз по Алдану в Якутск.
Судно, выпустив первую нитку, возвращается вниз по Зее, подобрав мобильную группу спускается к Амуру у Благовещенска и идет дальше вверх по Амуру (устье р. Хумахэ (Кумары) на китайской стороне – Кумарский острог, Хабаров, 1653) до с. Албазино (Албазинский острог, 1650, Хабаров). Далее вверх по Амуру (с. Игнашино) до впадения реки Урки. Вверх по Урке выпускается связка следующей нитки 2. Судно идет дальше вверх по Амуру.
2 нитка «Навстречу Хабарову»Связка поднимается вверх по р. Урке (п. Ерофей Павлович) до истока со склонов Кулинских высот и переходит через них в р. Нюкжу. Далее вниз по Нюкже до ее поворота на запад, где искать переход в систему р. Хаку. (есть вариант движения Нюкжей – одна из веток пути Хабарова. Для этого связка везет с собой байдарку и по приходу в Нюкжу выпускает 2-х человек вниз. Байдарка пройдет Нюкжу сплавом и выйдет в Олёкму у с. Юктали, куда основная группа придёт по Олёкме сверху).По Хаку вниз до Ненюги – притока Тунгира (река Тунгирь у Хабарова). Возможен переход из Хаку напрямую в Тунгир у с. Гуля нартовой дорогой. В Гуле встреча с экипажем связки с 3-й нитки.(Внимание! требуется просмотр маршрута с воздуха: Хабаров тут шел зимой!). Вниз по Тунгиру до его впадения в Олёкму; вниз по Олёкме (с. Сред Олёкма, с. Юктали – соединение с экипажем байдарки) до Олёкминска на Лене.
Судно с оставшейся связкой поднимается выше по Амуру до следующего притока – р. Амазар и выпускает последнюю связку нитки 3.
3 нитка – «Навстречу Григорию Виженцеву тропой Ивана Квашнина, или Тунгирский волок».Связка уходит в р. Амазар и поднимается по ней (п. Амазар, п. Могоча) до правого притока Большой Амазар, которым выходит к переходу через ОлёкминскийСтановик в Тунгир. далее вниз по Тунгиру до п. Гуля, гдевстреча со связкой 2-й нитки.Далее по нитке 2.
Судно поднимается вверх по Шилке – Ингоде (Усть-Стрелочный острог, Нерчинский острог, Шильский острог) до Читы
4 нитка «Путем Бекетова навстречу Перфильеву».
Вариант а/.
Экипажэтой нитки стартует из Иркутска одновременно со стартом основной группы из Хабаровска в начале сезона. Связка выходит по Ангаре в Байкал, пересекает его и вдоль восточного берега поднимается до дельты Селенги. Войдя в Селенгу поднимается вверх до г.Улан-Удэ. Дальше подъем по Селенге до п. Новоселенгинск – Селенгинский острог, откуда спускается обратнодо притока Хилок, по которому поднимается вверх до оз. Иргень (п. Иргень – Иргенский острог). Из Игрени – Ингодинский волок по ручьям Рушмалей (Селенгинский) и Ближний Рушмалей (Ингодинский – Амурский) в Ингоду – Шилку (Амур). Следующее озеро соединено с Хилком протокой, аводораздел Селенги и Витима (Лены) находится между озерами Арахлей и Иван. Связка проходит Ингодинский волок, приходит в Читу (это путь Бекетова) и оттуда поднимается по Читинкедос. Подволок, из которого переходит по ручью Телембинскийчерез Яблоневый хребет в ручей Шангалахта – реку Ушмукан – реку Конду, приток Витима. На Конде – Телембинский острог. Далее вниз по Витиму навстречу пути Перфильева до Лены. Приход всех связок по Лене в Якутск, кроме самой первой, которая со стругом в Якутск идет по Алдану. Торжественная встреча
Вариант б/. От Селенги можно идти не по Хилку, а по Уде. (Верхнеудинский острог) На Уде – водораздельные Еравнинские озера (Еравненский острог) и переход в Витим по реке Холой (волок между Еравнинскими озерами) прямо в Витим ус. Романовка. Вариант короче, проще и впоследствии более используемый, но исторически Бекетов шел вариантом а/. Перфильев же выходил из Лены и поднимался по Витиму до его верховий.
И вариант с/ - в стороне остался Баргузин (Баргузинский острог) и Верхняя Ангара, также связанные с Витимом.
Торжественный вход связок и струга в Якутск
Морское судно возвращается вниз по Амуру К Хабаровску, а в идеале уходит во Владивосток.
Конец второго этапа.
3. Третий этап «Якутск – центр географических открытий мирового значения»Этот этап находится в стадии проработки поэтому схематично.
3.1.1 Сезон 2031, «Русская Америка» (Кругосветка Крузенштерна и Калифорнийская эпопея Резанова). Международный этап. Судно выходит из Владивостока и идет в Иокогаму (Япония), символизируя последний совместный этап кругосветки «Надежды» и «Невы». Встречи в Иокогаме. Далее судно заходит на о. Цусима, после чего следует Японским морем на Сахалин (Корсаков - Южно-Сахалинск, залив Анива – место высадки Крузенштерна и Резанова). Из Южно-Сахалинска судно следует к Курилам (Южно-Курильск, затем Курильск – место остановки судов «Юнона» и «Авось»), г. Северо-Курильск, Курбатово (о. Шумшу – место высадки первого россиянина на Курилах - якутского казака Ивана Козыревского, 1711) После Курил судно направляется в Петропавловск-Камчатский. Далее на Командорские острова (с. Никольское на о. Беринга, с. Преображенское на о. Медный). Переход на Алеутские острова (США) – о. Атту (Порт Чичагов, Русская Америка) о. Атха (селение Атхинское – центр Атхинского отдела Русской Америки,1795), о. Уналашка (г. Уналашка – с. Доброго Согласия – 1741 г. Беринг, 1763 – Глотов.Место миссионерского подвига Святителя Иннокентия). Далее остров Кадьяк – один из центров Русской Америки:Крепость Трехсвятительская (1784 – место первой резиденции Шелихова), Павловская гавань (1792) – первая столица Русской Америки (Баранов). Далее зал. Кука (п-ов Кенай – Николаевский редут (совр г. Николаевск с кафе «Samovar»)и Воскресенская Гавань (совр. г.Сьюард). Заход с дружественным визитом в столицу аляски – Анкоридж. Далее по списку русских селений Крепость Константина и Елены, позднее Константиновский редут (1793) на о.Нучек. Крепость Якутати селение Славороссия, позднее Новороссийск (1796). Крепость Св. Архистратига Михаила, позднее Михайловская крепость (1799).Приход в Ситху (Ново-Архангельск, столица Русской Америки). В той или иной последовательности посещаются Крепость Константина и Елены, позднее Константиновский редут (1793) на о.Хин-Чин-Брук (ранее – Тхатха). Крепость Якутат и селение Славороссия, позднее Новороссийск (1796).Крепость Св. Архистратига Михаила, позднее Михайловская крепость (1799. Озерский редут (1810) на о. Ситха.Дионисьевский редут (1819) на о. Врангеля. Ново-Александровский редут (1819) в Бристольском заливе. Нушагакская одиночка (1835). Колмаковский редут (1841) на р.Кускоквим. Михайловский редут (1833) в зал. Нортон. На р Юкон посещаются Русская миссия (Михайловский редут) и поселение Нулато(1839) (предполагается подъем на лодке вверх по Юкону или даже переход из Юкона в Уналаклик (Уналакликская одиночка). После крайней точки Русских владений на юге Аляски (совр граница США и Канады судно уходит на юг вдоль побережья Америки, чтобы прийти в Форт-Росс (Калифорния, 1812, Кусков). Далее заход вДрейк-Бич (китобойная база Форт-россовцев) и Сан-Франциско с дружественным визитом. Из сан-Франциско судно берет курс на Гавайи, остров Кауаи, где находится русская Елизаветинская крепость (Форт Елизаветы, 1816, Шеффер). Заход в Гонолулу с дружеским визитом. Судно берет курс на Охотск, откуда часть экипажа «верховой ездой» по охотскому тракту направляется в Якутск. Судно встает на зимовку в ближайшем доступном порту (Магадан, Петропавловск-Камчатский), чтобы на следующий год своим ходом перейти в Якутск Севером.
3.1.3 Сезон 2032 – сезон празднования.«Путь «Фрама», или вдоль границы полярных владений России». На морское судно (бо́льшее, специально построенное за время предыдущих сезонов) устанавливаются два арктических вездехода «Полюс 2М» , оборудование и запасы для зимовки и пути. В разгар празднования от Якутской пристани под залпы корабельных орудий морское судно отходит вверх по Лене, в Тикси выходит в море и следует к Новосибирским островам. В летний сезон проходят исследования на о. Котельный, о. Новая Сибирь, островах Анжу и Де-Лонга. К концу навигации судно подходит к одному из островов Де Лонга (скорее, к о. Жохова, как имеющего защищенную бухту) к северу от Великой Сибирской полыньи. Экспедиция с двумя вездеходами организует зимовку, отправляет судно назад, а по окончании зимовки, с полярным рассветом, выходит на вездеходах к Северному Полюсу (Торжественная встреча), откуда поворачивает к Земле Франца Иосифа и приходит на заставу Нагурская к апрелю 2033. У экспедиции есть вариант – судно не встает на зимовку, а вмерзает в лёд в точном соответствии с тем, как поступал Нансен. В этом случае экипаж оставляет судно с рассветом и на вездеходах уходит к полюсу.