itanimull (itanimull) wrote,
itanimull
itanimull

Categories:

«Древние Пути – Дорога к Единству» Часть 1.

Экспедиционный марафон-эстафета «Древние Пути – Дорога к Единству»
Если вы думаете, что дальше будет скучно, вы сильно ошибаетесь. Там полёт духа покруче моего трэша о ДКС будет.

«Протокольный» старт всей экспедиционной программы дается в Москве большой пресс-конференцией в Русском Географическом Обществе, куда приглашаются научные круги, спонсоры, представители регионов прохождения экспедиций программы, представители СМИ и общественности.
1. Первый этап – «Все дороги ведут в Якутск». – Этап отслеживает маршруты постепенного движения из Европейской части России через Урал к Сибири – Оби и Енисею - и далее, на Лену, в Якутск. Этот этап разбит, в свою очередь, на две «Волны», «Северную» и «Южную», стартующие из разных исторических центров и отслеживающие движение через ключевые направления севера (Архангельск – Полярный Урал – Мангазея – Туруханск – Таймыр – Нижняя Лена) и юга (Волга – Кама – Северный Урал – Тобольск – Енисейск – Средняя Лена).
1.1. Первая волна – «Северная волна восточных дорог». Эта волна марафона включает в себя прохождение экспедиций по северным историческим путям, включающим в себя на европейской территории бассейны рек Северной Двины, Мезени, Печоры, а также движение морем и морскими волоками (Мангазейский морской ход) и сухопутные переходы в Сибирь в районе Полярного Урала по местам, близким и тяготеющим к Северному Полярному кругу. За Уралом движение продолжается в нижнем течении Оби и Таза, Обской и Тазовской Губе (Мангазея) с выходом на Енисей в Туруханске (Новой Мангазее). Дальнейшее движение на восток идет тремя группами «ниток» - морем вокруг Таймыра в Лену, Таймырскими волоками из Енисея в Пясину и Хету-Хатангу и Нижней Тунгуской с переходами в Чону – Вилюй и непосредственно в Лену. Все три группы сходятся на Лене в Якутске.
1.1.1. Первый сезон первой волны (экспедиция 2020). Этот сезон предполагает движение по рекам и волокамтрадиционным для ЭЦ «Русь Исконная» способом - двумя «связками» моторная лодка – внедорожный квадроцикл – плот-катамаран. Движение водой происходит на моторной лодке, буксирующей за собой катамаран с установленным на него квадроциклом; при движении посуху катамаран трансформируется во внедорожный прицеп к квадроциклу с погрузкой на него лодки. Состав экспедиции – 4 человека в каждой «связке» в максимуме (при движении по ключевым участкам маршрута) и 2 в минимуме (при «межключевом» движении водой). Предусмотрена ротационная сменяемость экипажей.
Точкастарта экспедиции, как и всего этапа и всей программы – Терем Асташово* (Чухломский район Костромской области). Старт дается большой пресс-конференцией с участием СМИ; движение основного состава на первых участках может сопровождаться волонтерами и «сочувствующими» с поддержкой команды Терема и волонтеров из состава джип-клубов. Ориентировочное время старта – середина июня (День России?)
После старта экспедиция проходит по Виге и Унже, чтобы пройти и исследовать 1-ю ключевую точку – Унженский волок*из Унжи Волжского бассейна через р.Юзу и Волошную в Вотчу – один из истоков реки Старая Тотьма системы Сухоны (Сев.Двины). С выходом по Старой Тотьме в р-не г.Тотьмы заканчивается 1-й ключевой участок; далее движение идет в «межключевом» режиме вниз по Сухоне – Сев. Двине до Вычегды и далее вверх по Вычегде до Выми. Экспедиция проходит ключевые исторические пункты – Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск, Яренск*. Из устья Выми следует радиальный выход в Сыктывкар. Во всех этих городах – встречи в музеях, конференции, лекции, работа со СМИ.
На всемпути этого движения водный маршрут соседствует с автодорогами, поэтому при волонтерском участии джиперского сообщества возможна перевозка ими части техники (квадроциклов и прицепов) и участие волонтеров в движении водой в качестве членов экипажей лодок. Дальнейшее движение идет по Выми до притока Шомвуква, к переходу у урочища Переволок в Ухту и далее в Ижму. Переволок Шомвуква-Ухта – знаменитый Вымский волок*, пройденный дружиной Курбского на пути к основанию Пустозерска – следующая ключевая точка экспедиции. По прохождении Вымского волока экспедиция останавливается в Ухте для встреч, лекций и конференций.
Опционально и при наличии волонтеров из числа пеших туристов, водников и джиперов в этой части сезона возможно прохождение еще одного волока из Вычегды в Ижму – Черского* (Черь Вычегодская соединяется с ЧерьюИжемской посредством 2-х километрового волока у ур.Преволок; место доступно с обеих сторон по автодорогам и возможно к прохождению в пешем и/или байдарочном варианте). В этом случае «Черская» часть экспедиции попадет в Ижму выше Ухты и встретится там с прошедшим Вымский волок основным составом.
Далее движение вниз по Ижме до ее впадения в Печору у Усть-Ижмы (по пути – с.Ижма – встречи). От Усть-Ижмы – радиальный выезд в Усть-Цильму (встречи; «стыковка» с маршрутом пройденного ранее ЭЦ «Русь Исконная» Пёзского волока*) и далее до Пустозерска* (Нарьян-Мар). Возвращение вверх по Печоре до Ижмы и далее вверх до правого притока – Усы. До этого места возможно сопровождение экспедиции джиперами или сочувствующими и волонтерами по автодороге. Далее вверх по Усе до п. Елецкий, где начинается следующий ключевой участок – Собь-Елецкий проход* (Конгорский перевал через Урал). Далее – вниз по (или вдоль) р.Собь до ее впадения в Обь (историческая застава Катравож*) и по Оби вниз до Салехарда (Обдосрска*). Торжественная встреча, окончание первого сезона. Установка и консервация техники на зиму. Подробно маршрут, его хронометраж и точки интереса описаны в файле «Экспедиция 2020»; описание исторических мест, обозначенных * даны в отдельном файле «исторические точки2020».
1.1.2. Второй сезон первой волны (экспедиция 2021.«Мангазейский Морской Ход»). Этот сезон предполагает наличие как традиционных «связок» лодка-квадр-плот, так и морского судна, способного пройти морем от Архангельска на восток Северным морским путем (далее по тексту – «судно»). В качестве такого морского судна может быть использована существующая реплика дубель-шлюпа «Якуцк», либо один из заложенных на верфях Архангельскакочей, либо специально построенный в Мезени или Лешуконском поморский карбас. Идеальным вариантом развития событий являетсясопровождение экспедиции современным исследовательским (гражданским или военным) судном.
Традиционные «связки» либо строятся/оборудуются/покупаются в межсезонный период (лучше), либо перевозятся к старту этого сезона из Салехарда (хуже, но возможно). Идеальны две связки, но возможно использование и одной. Связка(и) устанавливаются на судно. Старт сезона – от Красной пристани в Архангельске (вариант – в Мезени) с началом навигации по СМП. Один из вариантов движения – параллельный старт морского судна и мобильной группы, которая идет вверх по Сев.Двине до Пинеги, проходит Пинежский волок (Кулойский канал)и спускается по Кулою до Мезени, где снова встает на судно.Судно проходит морем, заходя в поселки Зимнего, Конушинского и Канинского берегов Белого моря к западному побережью п-ова Канин, где высаживает мобильную группу («связку») в устье р. Чижа. Мобильная группа проходит Канинский морской волок (Чижа – Чёшачерез Парусные озера и р.Проходницу); в устье Чёши мобильная группа снова встает на судно. Судно идет морем через Югорский Шар (Хабарово, Амдерма) к западному побережью Ямала. В п.Мордыяха (пр. Мутный Шар) высаживается мобильная группа, которая проходит по пути Мутная – Зелёная (Сеяха – Сёяха) Ямальским морским волоком. Судно обходит Ямал и забирает мобильную группу в п. Сеяха Обской губы. Далее судно идет в Салехард, где подбирает мобильную группу прошлого сезона (вариант – судно не заходит в Салехард, а идет напрямую в Тазовскую губу, куда приходит мобильная группа). «Нитки» первого и второго сезонов тут соединяются; судно поднимается по Тазу в Мангазею, где выпускает мобильные группы для прохождения следующего ключевого участка – Мангазейского волока. Само судно Тазовской и Обской Губой выходит в Карское море. В случае, если есть судно сопровождения, возможна предварительная работа судов в северной части Гыданской Губы по поиску и обследованию места гибели парохода «Оскар Диксон» А.М. Сибирякова. Дальнейшее движение судна – к устью Енисея (Диксон) или дальше вверх по Енисею до Дудинки, где судно ставится на зимовку.
Оставленные в Мангазее мобильные группы поднимаются по Тазу до Момчика и далее вверх по Момчику до левого притока Елковая в его верховьях. Группы разделяются: одна входит в Елковую, другая идет по Момчику до его истока из оз. Момчик, где начинает искать и обследовать протоки между озерами и место волоковых дорог до оз. Чировое, из которого вытекает р. Русская. Группа «Елковая» поднимается до цепочки Русских озер, последнее из которых – другой исток Русской речки. Далее – совместный сплав по Русской реке до Турухана. В случае, если групп больше двух, третья может подняться от Мангазеи по Тазу до правого притока – р. Парусовой, ведущей по цепочке озер к волоку в Бол. Блудную реку (место волока предстоит определить). Бол.Блудная приходит в Турухан ниже Русской реки. Далее совместный сплав по Турухану до Старотуруханска (НовойМангазеи). Промежуточный финиш в Туруханске. Одна из связок спускается на рейсовом теплоходе до Дудинки. Описание исторических мест (выделены курсивом) готовится.
1.1.3.Третий сезон первой волны (экспедиция 2022, «В Лену севером!»). К моменту старта этого сезона судно и одна из связок находится в Дудинке, две (в идеале – три) связки – в Туруханске. Этот сезон проходит по принципу разделения групп, каждая из которых проходит свою «нитку» маршрута. Каждую мобильную группу возглавляют один-два экспедиционера, получивших опыт движения в предыдущих сезонах.
Из Дудинки стартуют две нитки.
1 нитка – «Морская». Судно идет вниз по Енисею и обходит Таймыр морем через пролив Вилькицкого, посещая и останавливаясь в знаковых местах побережья – Соп.Карга, Диксон, Голомо, изба Бегичева, м.Стерлегова, бухта Эклипс, м. Вега, Гафен-Фьорд, м. Могильный, м.Челюскин, зал.Симса, зал.Фаддея, Бухта Прончищевой. В Бухте Прончищевой - остановка с попыткой поиска и определения на местности места гибели дубель-шлюпа «Якуцк». Остановка в Хатанге для проведения встреч и конференций и ожидания экипажа 2-й нитки.
2 нитка – речная «Таймырская». Мобильная группа выходит из Дудинки и поднимается вверх по Дудинке и Боглохтоху до его истока из оз. В.Боглохтох. Тут Вологочанский волок в оз. Старый Вологочан – исток реки Вологочан, ведущей в оз. Пясино. Остановка в Норильске для встреч и конференций. Группа пересекает оз. Пясино и входит в исток из него реки Пясины, по которой идет вниз до р.Дудыпты (Кресты) и далее вверх по Дудыпте до р.Авам. Вверх по Аваму (пос.Авам и развалины Старого Авама) до Тагенарского волокав Тагенарку (Баржевое озеро). Вниз по Тагенарке до реки Волочанки (место Старой Волочанки) и далее по Волочанке до ее устья в Хету(п.Волочанка, остановка, встречи). Далее вниз по Хете (пп.Катырык,Хета, Новая) до Хатанги. Встречи в Хатанге, соединение с судном. Дальнейшее совместное движение экипажей 2-х ниток на судне до с.Усть-Оленек и по Оленекской протоке в Лену. Вверх по Лене до Якутска. По пути – Усть-Оленек, Булун (Кюсюр), Жиганск. Ниже Жиганска возможная встреча с экипажем 3-й нитки.
Следующие три нитки (три мобильные группы) стартуют из Туруханскавверх по Нижней Тунгуске параллельно со стартом первых двух из Дудинки и поднимаются по ней до Туры (остановка, встречи, этнография) и далее верх до правого притока - рЕйки. В Ейку уходит мобильная группа 3-й нитки, две другие продолжают идти Тунгуской вверх, где у впадения Илимпеи слева остатки зимовья НижнееПяндино (Пянда, 1620 г).
3 нитка – Тунгусско-Вилюйская. Мобильная группа, ушедшая в Ейку, поднимается по ней до притока Нюомангдан-Юряге, вытекающего из одноименного озера. Из озера предстоит найти 7-километровый волок в р.Амбардах – приток Вилюя. По Вилюю вниз (в обходплотины Вилюйской ГЭС у п. Чернышевский) до Лены (вдоль Вилюя – автодорога, в Чернышевском – встреча экипажа 3-й нитки с 4-й ниткойсезона – Тунгусско-Чонской). (*Надо отметить, что вариант движения Ейкой – не единственный в этом месте; требуется архивная работа для уточнения нитки движения).
4 нитка - Тунгусско-Чонская. Два мобильныхэкипажа поднимаются от зимовья Нижнее Пяндино вверх по Нижней Тунгуске до впадения левого притока СредняяКочёма, у которой было Верхнее Пяндино зимовье (Пянда, 1622 год). Далее подъем по Нижней Тунгуске до с. Ербогачен, от которого начинаются варианты движения с Нижней Тунгуски на текущую параллельно Чону, приток Вилюя. Описаны и просматриваются несколько вариантов знаменитого Чонского волока. Выше Ербогачена находится куст русских старинных деревень – Ерёма, Оськино, Преображенское, Юрьева. Предпочтительным кажется движение по реке Мога с выходом на Юрьеву тропу – 7-километровый волок в Нельтошку, приток Чоны. Но описан вариант движения и по расположенному выше по течению притоку Тунгуски – реке Инейке. Первый же достоверный указатель (Мартын Васильев, Антон Добрынский, 1630 г.) Чонского волока – напротив устья р. Тетеи (ниже по течению Моги), где просматривается путь рекой Оськиной и 13-ти километровым волоком в реку Оскомкит. (*Нитка будет уточнена с анализом архивных материалов). По одному из этих путей,наиболее близко отождествленных нами, как Чонский волок, уйдет одна связка волоком в Чону. Пройдя волок и сплавом по Чоне, она выйдет в Вилюй (Вилюйское водохранилище) и встретится в Чернышевске со связкой третьей нитки. Далее эти две связки спустятся по Вилюю до Лены, где будут «подхвачены» идущим вверх по Лене судном (1 и 2 нитки).
5 нитка – Чечуйская. Оставшаяся на Нижней Тунгуске связка продолжит подъем по ней вверх до села Подволошино, откуда Чечуйским волоком(1626 г. – Пянда) перейдет на Лену у селаЧечуйск (Чечуйский острог, 1636, В Бугор). Далее экипаж сплавляется по Лене до Якутска, где происходит торжественная встреча всех ниток. Все пути северной волны привели в Якутск. Торжественное собрание и праздник, посвященный, в том числе, 100-летию основания Якутской АССР. Судно ставится на ремонт и дооборудование на верфи в Якутске, техника отправляется в Москву по железной дороге. Финиш 1-й волны.
1.2.Вторая волна первого этапа – «Южная волна восточных дорог». Эта волна отрабатывает более южные и несколько более поздние по времени (для русских казаков), но наиболее впоследствии используемые пути из европейской части России к Лене. Условной зоной движения Южной волны служит водораздел Северной Двины (верховья Вычегды) и Верхней Печоры с одной стороны, и верховий Камы – с другой. Исследуются пути через Урал от пройденного и описанного нами Щугорского волока (Сибиряковского тракта, линия Вуктыл – Саранпауль - Березово) на севере и до реки Чусовой (путь Ермака, линия Пермь – Нижний Тагил) на юге. В экспедициях этой волны задействованы 3 связки лодка-квадроцикл-плот из старой техники. Также используется специально построенное речное судно-струг (речной карбас).
1.2.1. Первый сезон второй волны (Экспедиция 2023.«Пермь Великая»).
«Протокольный» старт дается с началом навигации на Москве-реке от пристани «Зарядье». От «Зарядья» стартует струг(техника двух связок отправляетсяпо ж/д в Пермь) и одновременно одна связка – своим ходом.
1 нитка – «Струг». Струг на этом этапе своей нитки призван служить ПР-целям и обозначать ход глобального движения. Судно идет вниз по Москве-реке с остановками в исторических местах – Коломне, далее вниз по Оке – Рязань(во всех выделенных жирным курсивом местах – остановка для встреч, лекций и конференций), Спасск-Рязанский (Старая Рязань), Касимов, Елатьма, Муром, устье Клязьмы.
2 нитка – «Яуза-Клязьма». Мобильная группа стартует одновременно со стругом, но уходит вверх по Яузе до Мытищ, где обозначает наличие Мытищинского волока между мостами Ярославского шоссе через Яузу и Клязьму. Встает на воду Клязьмы в Тарасовке и спускается по Клязьме через Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Владимир (остановка!) Боголюбово (остановка!) Ковров, Клязьминский городок (Стародуб-на-Клязьме), Мстёру, Вязники (Ярополч-Залесский), Гороховец иустье Клязьмы в Оку (Бережец). Здесь 2-я нитка вновь соединяется с первой и продолжает совместное движение вниз по Оке: Горбатов, Нижний Новгород, где большая остановка с конференциями о водно-волоковых путях и истории. После Н.Новгорода – вниз по Волге: Макарьево, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары,Казань.Большая остановка в Казани для встреч, работы с университетом, лекций. Спуск до Булгара. Снова вверх по Волге и далее – в Каму. Вверх по Каме.Лаишево (Лаишев, Лаиш), Чистополь (Жукотин, Джукетау),Елабуга (Елабужское городище), Набережные Челны, Сарапул,Оса,Оханск,Пермь (большая остановка). В Перми собираются три мобильных группы – одна, пришедшая со стругом, и две, пришедшие по ж/д в Пермь.
3 нитка.«Ермак». После Перми струг выпускает мобильную группу – связку, которая выходит из Камского водохранилища вверх по Чусовой (г.Чусовой) до устья р. Серебряной и вверх по Серебряной до р Кокуй (городок Кокуй) и волоком в Жеравлю (Журавлик). Далее вниз по Баранче до Тагила (Нижний Тагил). Далее вниз по Тагилу (пещера Ермака) до его впадения в Туру. Здесь встреча с экипажем 4 нитки.
4 нитка. «Бабиновская дорога».Струг поднимается дальше вверх по Каме (Добрянка, Орёл-городок, Березники, Солкамск) и выпускает следующую мобильную группу в Соликамске. Маршрут проходит по Усолке и далее посуху вдоль рек Сурмог, Яйва, Косьва к пос. Растес на Кырье. Поскольку проходимость Бабиновской дороги неизвестна, маршрут может комбинироваться движением водой по указанным рекам. С Кырьи переход на Павду у п. Павда и реку Лялю. С Ляли переход на Пысьву и далее на Туру. Дальнейший сплав по Туре до притока Тагил, где встреча со связкой нитки 3. Совместный сплав по Туре (Верхотурье – Туринск (Епанчин)) до Тюмени. Остановка для лекций и мероприятий
Струг с оставшейся на борту «связкой»поднимается от Соликамска по Каме и Вишере и приходит в Чердынь. Мероприятия в Чердыни.
5 нитка. «Старая Чердынская дорога».Струг уходит в Соликамск (или Пермь) для перевозки по ж/д, тогда какпоследняя связка спускается от Чердыни по Колве и далее поднимается по Вишере (Красновишерск) до пос. Велс и далее по р. Велс до р. Посьмак, из которой старая Чердынская дорога переходит через Урал (15-км сухопутный переход) в р. Ивдель. Далее – сплав по Ивдели(г.Ивдель – Лозьвинский городок) до Лозьвы и сплав по Лозьве до Тавды. По Тавде до ее впадения в Тобол, где экипаж этой нитки встречается с экипажами 3 и 4 нитки, пришедшими из Тюмени по Туре в Тобол. Торжественный вход экипажей в Тобольск.Торжественное окончание сезона в Тобольске. Техника двух связок отправляется по ж/д в Сыктывкар, Струг отправляется из Перми в Тобольск.
1.2.2. Второй сезон второй волны (Экспедиция 2024, «Пермь Старая и Югра»).
Старт волны дается в Сыктывкаре, две связки поднимаются вверх по Вычегде(с. Усть-Кулом) и идут вместе до левого притока – Северной Кельтмы, откуда одна связка (нитка 1)уходит в Сев. Кельтму( у с. Керчомья), а другая (нитка 2) продолжает движение вверх по Вычегде.
1 нитка. «Северо-Екатерининский канал и Илыч».Связка поднимается по СевернойКельтме до урочища Канава, где начинается канал, приводящий в Южную Кельтму. Связка проходит канал (Северо-Екатерининский канал), исследует состояние канала и место предшествовавшего каналу волока между Кельтмами. Далее по Южной Кельтме спускается до Камы и из п.Бондюгпереезжает (или переходит водой по Каме, Вишере и Колве) в Чердынь. Далее эта связка поднимается по Колве (с.Покча, с. Вильгорт, п. Ныроб) до впадения р.Вишерки и по Вишерке до ее истока из Чусовского озера.
Из озера вверх по впадающей в нее реке Березовке (место поворота северных рек СССР; место ядерных взрывов 1970-х для этих целей) до впадения в нее реки Молог. Связка входит в Молог и проходит вверх 15 км до Бухонинского Волока в Нем (река Волок-Ёль) и просматривает этот волок радиально. Далее возвращается в Березовку к устью Вогулки и вверх по Вогулке до сухопутного Печорского волока (имеющего две ветки – короткую (2 км) в Волосницу и по ней в Печору, и длинную – от Вогулки напрямую к пристани Якша на Печоре (23 км)). Дальше вниз по Печоре до правого притока Илыч (с.Усть-Илыч) и вверх по Илычу до притока Ляга (Ыджидляга). По Ляге вверх до Егра-Ляги и переход в Манью (Илычский волок). Возможен и вариант этого перехода через другой перевал в Лопсию. Вниз по Манье (или Лопсии) до Сев. Сосьвы, вниз по Сев. Сосьве (с. Яныпауль, Няксимволь) до впадения в нее Вольи, где встреча со связкой, идущей ниткой 2.
2 нитка. «Мылвы и Щугор». После ухода связки по нитке 1 на Кельтмы, вторая связка продолжает движение вверх по Вычегде (с. Усть-Нем) до впадения в нее Южной Мылвы (примечание: если в 1-м сезоне 1-й волны не удалось просмотреть Черский волок с Вычегды на Ижму, связка проходит выше по Вычегде до Чери Вычегодской и просматривает волок радиально). Далее вверх по Южной Мылве до притока Ыктыл, из которого начинается трехкилометровый волок в СевернуюМылву (волок Мылвами) с веткой волока Ыктыл-Вильес. По прохождении этого волока – сплав по СевернойМылве до ее устья в Печору у Троицко-Печорска. Вниз по Печоре до Вуктыла, Подчерья,Кырты (легендарная крепость Струпили) и Усть-Щугора. Далее – вверх по Щугору до Волоковки и вверх по Волоковке до ее истока из перевального озера. Волок в Волью. Перед поворотом Волоковки, где в нее впадает более крупная Нансорья, от связки отделяется два человека (нитка 2а) и пешком повторяют путь Щугорского волока(см экспедицию «Сибиряковский тракт 2013») в Пернавож – Сёртынью, где пешую группу встречают местные жители из Саранпауля (Ляпина; Ляпин городок).
Tags: Севастополь - Форт Росс
Subscribe

Posts from This Journal “Севастополь - Форт Росс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments