itanimull (itanimull) wrote,
itanimull
itanimull

Category:

Концепция изучения водно-волоковых путей.

1. Постановка задачи.
Современное российское общество характеризуется значительным увеличением интереса к нашей истории, что видно из увеличения количества популярных познавательных программ и их рейтингов, художественных и документальных фильмов, передач и медийного контента исторического характера; очевидно, растет и интерес к внутреннему туризму и туризму событийной исторической направленности. Явным образом идет рост и стихийного волонтерского движения по обнаружению и сохранению объектов исторического и культурного наследия. Вместе с тем, историческая тематика, как никакая другая, подвержена сейчас недоверию и даже скепсису обывателей; укоренившееся в обществе мнение, что история «многократно переписана» в угоду тех или иных господствующих в обществе того или иного периода воззрений прочно (и небезосновательно) сидит в головах наших соотечественников. Это приводит к неутихающим (иногда – веками, как, например, спор «западники – славянофилы») спорам, а зачастую ставит под сомнения не только исторические выводы, но и сами факты, рождая на свет различные теории, типа «новыххронологий» и т.д. Этих споров и разногласий можно избежать, если в популяризации истории, да и в самой исторической науке, являющейся, несомненно, наукой точной, взять за основу совершенно объективную точку отсчета.
С нашей точки зрения, такой точкой отсчета могла бы служить география путей сообщений, география тех путей и маршрутов, по которым шло движение и развитие нашего общества, нашей территории и нашего государства.
1.2. Роль водно-волоковых путей в истории России.
Достаточно взглянуть на карту современной России, чтобы увидеть уникальность нашей страны: изучение формирования ее территории очень сложно себе представить без серьезного и скрупулезного изучения тех путей, движение по которым и привело к образованию страны с такой обширной территорией, с ее невообразимыми пространствами и расстояниями. Не будет преувеличением сказать, что на тысячелетнем интервале времени история нашей страны – это не столько история войн и битв, царей и вождей, сколько история движения. Взгляд на историю с точки зрения путей дает очень много очевидных объяснений явлениям и событиям, не являющимся очевидными без рассмотрения географической карты этих путей. Так, исходя из анализа основных маршрутов движения, логично объясняется возникновение городов и острогов именно в тех местах, где мы их и находим в летописях, а анализ перевозимого по данному маршруту товара дает ответ на вопрос о причинах усиления того или иного центра в тот или иной период. Более того, географический анализ путей дает подсказку, как относиться в первоисточниках к тем или иным утверждениям: сделаны ли они в угоду бытовавшей в период написания идеологии, или это и есть объективный факт. Некоторые исследователи, найдя в первоисточниках нестыковки, заранее объявляют такие источники малодостоверными (особенно часто это касается «Повести Временных Лет»:«Это выдающееся литературное произведение, но совершенно недостоверная история» - А.П. Толочко); изучение же летописей вместе с изучением путей движения позволяет отделить «зерна от плевел». Так, строящаяся Первоначальным Летописцем на «пути из варяг в греки» история затмевает вполне себе объективные утверждения, сделанные им же: первые погосты Княгини Ольги летопись помещает по Мсте и Луге, что вполне соответствует как географии исторического движения «из варяг в персы», так и археологическим находкам. Еще более интересным начинают в этом свете представляться былинные описания: легенда о Кие и основании им Киевца-на-Дунае подтверждается не только основанием впоследствии Святославом Игоревичем Переяславца-на-Дунае, но и географией маршрутов по линии «варяги-греки», где Киев на Днепре контролирует не все пути этого направления, а вот Киевец или Переяславец на Дунае – все. Да и сама былина об Илье Муромце видится совсем не выдумкой, если проследить путь из Владимирской Руси (Мурома) в Киев по Оке, волоком в Свапу и дальше по Сейму и Десне. Путь, совершенно отчетливо видимый как на картах, так и на местности – копанью на водораздельном болоте и прочими артефактами.
Отдельной главой о роли путей сообщений в истории является 17 век – эпоха молниеносного, с исторической точки зрения, расширения Русского Царства до территории, близкой к территории современной России. Расширения, изменившего не только размер территории нашего государства, но и общественные отношения, государственность и даже само название. Разобраться в этом процессе невозможно, не рассмотрев детально те пути, по которым проходило это движение.
Таким образом, изучение древних водно-волоковых путей является ключом к пониманию многих исторических процессов, а сами эти пути – стержнем, «скелетом» всей истории.
1.3. Современное состояние знаний о водно-волоковых путях.
Описанию конкретных водно-волоковых путей в исторической литературе и, тем более, в учебниках, уделено достаточно скромное место. В лучшем случае, дается указание на направление маршрута движения, как, например, в той же Повести Временных Лет, где дается ссылка о движении от Ильменя к Днепру Ловатью. Рассмотрение же маршрутов такого движения позволяет найти как минимум семь вариантов такого движения – это только тех, что очевидны из сопоставления характера местности, отрывочных упоминаний, находок археологов (которые работали в местах известных городищ, а не на путях!) и указаний топонимики. Наличие разнообразных вариантов движения даже на одной отдельно взятой «нитке» маршрута дает нам представление как о характере такого движения, так и о том, что это движение осуществлялось не по выделенной «магистрали»; о том, что территория времен функционирования водно-волоковых путей была покрыта целой сеткой таких путей. Но это не значит, что знаний о путях движения мало. Дело все в том, что исследовательская активность на таких путях была сосредоточена в руках местных энтузиастов, скрупулезно изучавших «свои» места. Информацию об этих путях следует собирать в краеведческих, музейных и даже внесистемных публикациях именно местных краеведов и туристов. Зачастую, архивы местных музеев, поселковых и деревенских, станций и обществ туристов времен позднего СССР, могут дать много полезной информации. Так, о Новгородских волоках лучше знает Новгородский музей, о поморских – Мезенский, о печорских – библиотека села Усть-Цильмы.Предпринимали попытки систематизировать эти сведения и историки, но такие попытки носили также региональный характер. Самый замечательный тому пример – пятитомник «Русский Север» Владимира Булатова. К сожалению, и он носит несколько более узкий характер, чем пути вообще. По путям, тяготеющим к территориям Коми и вообще Северо-востоку Руси, некоторую систематизацию сделал А.В. Галанин. Но глобальной систематизации, с прослеживанием маршрутов движения, перевозимых товаров, наложением маршрутов на старинные карты – не сделано. В этом смысле, предстоящая работа сродни той работе, которую проделал «академический отряд» Миллера в экспедиции Беринга, работавший в архивах и на местах в то время, как действующие отряды работали на маршрутах.
1.4. Привлекательность водно-волоковых путей для популяризации исторических знаний.
Все более увеличивающийся интерес нашего населения к истории своей страны, с нашей точки зрения, наталкивается на дефицит информации, изложенной в научно-популярном виде. Нишу нехватки такой информации заполняют художественные произведения, надо сказать, достаточно качественные, но, порой, далекие от исторических фактов. В этом смысле, доступность сведений, поступающих в ходе работы по изучению водно-волоковых путей, могла бы заполнить эту нишу. Реальные экспедиции, проходящие по местам, где происходило реальное историческое движение, могли бы исправить ситуацию с недостаточным уровнем знания нашей истории, с путаницей, возникающей при смешении реальных событий и художественного вымысла. Приключенческая составляющая в репортажах из экспедиций по волокам и древним путям, рассказ о том, как они были устроены – могла бы вызвать еще больший интерес к самой истории. Обилие исторических путей, неисследованных, не пройденных еще и не описанных как с исторической, так и с туристической точки зрения, могло бы привлечь к изучению туристические группы и сообщества путешественников; движение по изучению таких путей могло бы быть достаточно массовым, наподобие туристического«бума походников» времен позднего СССР, особенно, если перед такими группами «походников» были бы поставлены конкретные задачи и предложены варианты маршрутов. Вместе с тем, участие в экспедициях профессиональных телеоператоров могло бы создать базу для качественных научно-популярных фильмов, а грамотный текст от профессиональных историков уберет ненужную почву для домыслов. Кроме того, история старинных путей – это и история имен, многие из которых сейчас либо неизвестны обывателю, либо забыты вовсе, а это – те самые герои, на отсутствие которых так часто сетуют идеологи. Популяризация исторического движения, таким образом, - это ключ к пробуждению патриотизма, но на историко-географической, совершенно не зависимой от идеологии основе. Кроме того, известность и доступность некоторых путей, описание которых будет составлено в процессе планируемой работы, могли бы стать основой для массовых туристических маршрутов, подхлестнув, таким образом, внутренний туризм. Таким образом, могла бы образоваться синергия, в результате которой интерес к истории подогревался бы маршрутами, а увеличивающееся количество задействованных в их прохождении людей увеличивало бы объем знаний о них.
1.5. Водно-волоковые пути, как объект культурного наследия.
Некоторые из путей, такие, как Мангазейский Морской Ход, Черезкаменный волок, Бабиновская дорога и т.д. сыграли колоссальную роль в нашей истории. А некоторые из них – в мировой. Было бы справедливо считать объектами всемирного культурного наследия именно пути, по которым происходило движение, повлиявшее на ход мировой истории. Отдельной, очень большой частью движения, безусловно повлиявшего на ход мировой истории, стало стремительное расширение нашего государства на восток в 17 веке, изменившее как политическую карту мира, так и многие важнейшие принципы, в том числе, и государственное устройство нашей страны. Отдельной главой этого движения стало основание Якутска и вхождение Якутии в состав России, событие, 400-летие которого мы будем отмечать в скором будущем. Этой части я посвящу особый раздел концепции.
Вместе с тем, проведение современных экспедиций по путям исторического движения могло бы выявить целый ряд «локальных» мест и артефактов, достойных наименования «объект культурного наследия». Такие инженерные сооружения, как гати и копани на болотах, остатки воротов, зарубки – это тоже культурное наследие, сохранять и описывать которое нужно с не меньшей, а то и большей деликатностью, что и объекты архитектурного наследия. Выявление и описание таких объектов – одна из целей программы.
2. Организационная структура исследования. Источники финансирования.
2.1. Организационная структура.
Предполагается создание «Научно-Исследовательского Центра Истории и Географии Древних Путей».
Предполагается, что исследовательская модель, а вслед за ней и финансовая, будет иметь два горизонтально связанных сектора – научный и «коммерческий». Целью научного сектора будет являться систематизация знаний о водно-волоковых путях, постановка исследовательских, архивных и экспедиционных задач. Целью коммерческого сектора – коммерциализация действий научного центра, нахождение и реализация коммерческих проектов, связанных с изучением водно-волоковых путей, как то: организация производства кино- и медиа- продукции просветительского характера, в том числе и по заказу государственных структур, включая работы, направленные на воспитание патриотизма; организация празднований памятных дат, связанных с как с историческими событиями, так и с датами жизни тех или иных героев соответствующего этапа движения (с задействованием рекламных бюджетов компаний, ведущих деятельность в районе прохождения маршрутов); разработка маршрутов внутреннего туризма с последующей передачей или продажей их туристическим компаниям.Поскольку деятельность коммерческого сектора в данном контексте не преследует цели извлечения прибыли (а именно, доход от реализации коммерческих проектов и заказов направляется на описанные выше цели и задачи), то наиболее подходящей правовой формой для создаваемого Центра будет Автономная некоммерческая организация.Раздел дополняется/предлагается дополнить.
2.2. Источники финансирования.
Для Научного центра основными источниками финансирования должны стать госзаказы государственных структур (Минкульт, Минприроды и т.д.) и гранты, как правительственных и государственных учреждений (Президентский грант, РФФИ), так и общественных организаций (например, РГО) и фондов. Вполне допустимо использование средств религиозных организаций, особенно, в тех местах, где маршруты движения совпадают с миссионерскими маршрутами религиозных просветителей. Отдельными статьями финансирования могут быть средства, предоставленные научной общественностью и фондами сопредельных государств, таких, как Китай (при исследовании «чайных» и «шёлковых» путей, шедших по нашей территории), США (при исследовании Русской Америки), Норвегии и Исландии (при исследовании поморских передвижений и путешествий, совпадающих с маршрутами викингов, описанными в сагах).Особую роль в межправительственном сотрудничестве должны сыграть такие страны, как Украина, Польша, Белоруссия, страны Прибалтики, Казахстан, по территориям которых проходили многие значимые исторические маршруты Российского государства. Постоянно действующим источником финансирования Научного центра мог бы стать доход от деятельности Коммерческого Центра, а при развитии массового движения туристов-волонтеров – членские взносы их участников в обмен на детализацию маршрутов. Естественно,
Для Коммерческого Центра источниками финансирования могли бы стать заказы на производство медиапродукции, книгоиздание, деятельность по рекламированию предприятий, по территории которых проходят исследовательские маршруты в интересах рекламных компаний этих предприятий. Коммерческий характер этого центра не исключает гранты и спонсорские взносы и для этой части деятельности. Отдельная статья дохода – договорная работа по разработке маршрутов в интересах туристических компаний, обслуживающих внутренний туризм.Раздел дополняется/предлагается дополнить.
2.3. Кадровый состав Центров.
Несмотря на разделение деятельности на два сектора, кадровый состав этих центров может рассматриваться, как общий, за исключением небольшого аппарата (особенно, в коммерческом секторе). Большая часть сотрудников, особенно, научных, предполагается, будет состоять из совместителей, имеющих должность и/или статус в том или ином научном учреждении – Институте Наследия, МГУ, СПГУ, САФУ, СВФУ, в том или ином музейном центре. Предполагается взаимное горизонтальное «переплетение» этих секторов.
Раздел дополняется/предлагается дополнить.
3. Программа экспедиционного марафона «Навстречу 400-летию вхождения Якутии в состав России», - первая, начальная часть всей исследовательской программы – представлена в отдельном файле.
Tags: севастополь - форт-росс
Subscribe

Posts from This Journal “севастополь - форт-росс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments